Понятие об орфографии

Орфография (от греч. orthos — правильный и grapho — пишу) — совокупность правил, устанавливающих едино­образие написания слов, а также раздел языкознания, раз­рабатывающий и изучающий эти правила.

В основе русской орфографии лежат такие принципы: мор­фологический, фонетический и традиционный.

Морфологический принцип написания заключается в едино­образной передаче на письме одной и той же морфемы, независимо от того, как она произносится в разных позициях (вода, водный, водица, водяной).

Фонетический принцип орфографии состоит в соответствии между буквой и звуком. Написание, основанное на фонетиче­ском принципе, отражает позиционные чередования звуков, их различия в сильных и слабых позициях (бесконечный,безоб­лачный).

Написание, соответствующее правилам орфографии и требую­щее их применения, называется орфограммой.

Правила переноса слов

1. При переносе слова разбивают на слоги (сто-лик, корова, коро-ва). При этом нельзя переносить на другую строчку или оставлять одну букву, составляющую слог, невозможно пере­носить слова типа Яша, Ока, Ада, змея, моя, имя.

2. Буквы ъ, ь, й не переносятся (подъ-ём, пальчик, двойка).

3. Удвоенные согласные при переносе разделяются (тон-на, Ал­ла, вож-жи).

4. На границе между приставкой и корнем нельзя отрывать:

1) от корня одну согласную (подбить, вы-скрести);

2) от приставки конечную согласную, если корень начинается с согласной (растолкать, рас-смотретъ). .

5. В словах, содержащих подряд несколько согласных, допускаются разные варианты переноса (сос-на, со-сна).

ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ СЛОВА

В одной и той же значимой части слова (морфеме) гласный звук в безударном положении обозначается той же буквой, что и под ударением (зелёный, зеленеть — зелень). Чтобы узнать какую гласную следует писать в безударной позиции, надо поставить её под ударение, изменив слово или подобрав родственное (слеза — слёзы, лиса — лисы, леса — лес, трясти - тряска).

Упражнения и задания

1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и указывая в скобках проверочные слова.

I. Постановка, вып..дать, похв..ла, х..телось, г..стинец, говорить, торговать, зар..дил, зав..зать, м..сной, т..жёлый, взгля­нуть, продавец, поздравление, позолотить, бесконечный, дога­даться, з..вёт, б..лыпой, проводить.

ІІ. Подтв…рдить, обм..леть, воскл..цание, тренироваться, в..с.литься, ш..рокий, з..мляной, смеренный, сн..жок, ст..белёк, захл.хтнуть, вычислить, р..чной, прин.хти, уд..виться, отб..лить, л..нивый, кл..вать, изменить.

2. Составьте словосочетания с данными словами. Объясните раз­ницу в их написании.

Полоскать — поласкать, отворить — отварить, выполоть — выпалить, умолять — умалять, наколоть — накалить; приведе­ние — привидение, обежать — обижать, прожевать — проживать, залезать — зализать, поседеть — посидеть, запевать — запивать, примерять — примирять; пристяжная — пристежной, разря­дить — разредить, посвятить — посветить.

3. Вставьте пропущенные буквы в слова с непроверяемыми глас­ными. В случае затруднений обращайтесь к орфографическо­му словарю.

Абр..кос, ап..льсин, аплодисменты, б..гаж, б..нан, б..гемот, б..гатый? в..т..ран, в..трушка, г..стр..ном, д..бют, д..з..ртир, д..агноз, д..аг..наль, иждивенец, ин..угурация, ингр..д..ент, инцидент, к..зак, к..льмар, камуфляж, канцероген, коалиция, к..горта, к..кос, к..мп..тенция, к..мп..ляция, к..мп..нент, к..мпл.,~ мент, л..нол..ум, л..г..рифм, л..т..рея, люр..кс, м..н..кюр, м..д..-к..менты, м..н..тор, н..ст..льгия, пар..пс..холог, п..р..ферия, п..рсп..ктива, регламент, р..ф..рендум.

4. Измените слова или подберите родственные (однокоренные) так, чтобы звук, обозначенный выделенной буквой, оказался в сильной позиции: перед гласным, сонорным согласным р, л, н, м или в.

Редко, метко, дорожка, робкий, жуткий, лёгкий, фуражка, . матрас, утюг, пробка, шефский, вразбивку, зарядник, погрузка, наугад, вокруг, вприпрыжку, оазис, ошибка, мотив, сруб, бровь, глаз, бутерброд, насквозь, морковь, варежка, селёдка, верёвка, кормушка, близкий, бедняжка, чуткий, способ, косьба, серёж­ка, тропка, штаб, грядка, ладошка, лодыжка, жидкий, повсюду, усадьба, явственно.

5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Про..ьба, моло..ьба, жени..ьба, бума..ка, бли..ко, рука..чик, зу..ки, бере.., лебе..ь, сторо.., во..зал, свя..ь, переводчик, ю..ка, перемножьте, сне.., моро.., огоро.., помощник, хо..ьба, му..чина, сапо.., сма..чик, фарту.. .

6.Придумайте предложения с данными словами.

Изморозь — изморось, вперемежку — вперемешку.

7. Перепишите и прочитайте вслух данные слова. Подчеркните непроизносимые согласные. Измените слова или подбери­те такие родственные, чтобы эти согласные оказались перед гласной или в конце слова.

Корыстный, опасный, совестливый, завистливый, звёздный, словесный, беспристрастный, безвозмездный, безмолвствовать, французский, яростный, гнусный, грустный, крестник, капуст­ник, чудесный.

8. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Укажите прове­рочные слова.

Сер..це, ровес...ник, влас.ный, опас..ность, искус..ный, извес.но, ненавис..ный, блес..нуть, хвас.ливый, поз..но, наезд..ник, преж..ний, несчас..ный, рес..ницы, лес.ница, жалос..ливый, здра..ствуйте, мес..ный, громоз..кий, турис..ский.

9. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

Летнее утро

Над самой кручей широкого оврага находился небольшой б..резовій «заказ». М..лодые деревья р..сли очень тесно. Топор ещё не к..снулся их стройных ств..лов. Негустая тень л..жилась от мелких листьев на мя..кую и тонкую тр..ву. Только что встав­шее со..нце зат..пляло всю рощу не ярким, а мя..ким светом. Вездебл..стели р..синки, кое-где внезапно загорались и рдели крупные капли. Всё дышало свежестью первых мгновений утра, когдавсё уже так св..тло и так ещё безмолвно. Только и слы­шались с дальнего поля рассыпчатые г..лоса жаворонков, да и самой роще птицы выводили св..и к..ротенькие коленца. От мокрой з„.мли пахло зд..ровым, крепким зап..хом. Чистый лёг­кий воздух переливался прохладными струями. От всего веяло славным летним утром.

(108 слов) (По И. Тургеневу)

10. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

Лесная конфетка .

Гр..бы прячутся, а люди ищут их. Г..ворят, что гри.. остер..­гается грубого слова, дурного взгляда, даже зап..ха. Глянул на гри.. -— непременно заб,..рай, иначе р..сти не будет. Раскрытого н..жа тоже боится. Спрячь оружие — гри.. улыбнётся, сам по­лезет в руки. Вот уж полные к..рзинки, некуда класть. А лишь соберёшься домой, гр..бы появятся в изобилии, разж..гая страсть и досаду.

Отправляйся в лес с открытым, добрым сердцем.Жадный человек набрасывается на гр..бы, как коршун на добычу, выдёр­гивая их с з..млёй. Другое дело — подрезать гр..бок, не торопясь, с наслаждением. Когда мало гр..бов, достаточно одного сладкого, неповторимогозап..ха от распаренных, потом высушенных гр..бов. От этого зап..ха здор..веешь, если приболел или устал от городской суеты. Отломишь маленький кусочек от белого гри..ка и с.сешь, как конфетку, начиненную всеми сладостями и запа­хами леса. (125 слов) (По Н. Гущину)

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

1. После шипящих согласных ж, ш, ч, щ пишутся буквы и, у, а, е (жить, шить, чиж, щит, жук, чудо, щука, жара, час, щегол). Исключения: жюри, брошюра, парашют и их производные (брошюровать, парашютный).

2.После шипящих и ц пишутся буквы э, ю, я в некоторых иноязычных собственных именах (Друцэ, Цюрих, Жюль Берн, Чюрленис, Шяуляй).

3. Буква ё пишется под ударением в корнях слов, если можно подобрать родственное слово с е (шёпот — шептать, жёл­тый — желтеть, чёлка — чело). При отсутствии провероч­ного слова с * после шипящих пишется буква о (шорох, шов, чопорный).

4. В словах иноязычного происхождения (шокировать, шоссе, жонглёр, мажорный, герцог, цоколь, шофёр) после шипящих и ц пишется о . а суффикс -ёр~ (латиницей ег) пишется с буквой ё (дирижёр, стажёр, ретушёр, тренажёр, монтажёр).

5. После буквы ц под ударением всегда пишется о (танцор, об­лицовка).

6.В суффиксах и окончаниях глаголов, а также в словах, об­разованных от глаголов, под ударением пишется буква ё (вы­корчёвывать, печёт, печёный, тушёный, тушёнка, ночёвка). В суффиксах и окончаниях слов, образованных не от глаголов, под ударением пишется буква о (ручонка, девчонка, медвежо­нок, холщовый, парчовый, горячо, душой, ключом, плащом, багажом).

Упражнения и задания

1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Живопись, ж..рный, ж..ри, ж..жжать, ч..родей, ч..новник, ч..хать, ч..до, ч..дра, ч..ткий, ч..чело, ш..карный, ш..нель, ш..лер, парашют, кувш..н, брош..ра, щ..вель, щ..дить, щ..колотка, щ..пцы, щ..пальца, .щ..чья, шющ..дь, общ..ж..тие, впечатление, начальный.

2. Объясните написание в данных словах гласных после ши­пящих.

Жёлоб, жёлтый, жонглёр, жёрдочка, жжёный, чёлка, чёр­ствый, чёрточка, чёт, чокаться, шёпот, шёрстка, шокировать, шомпол, шорты, щеголь, щёлкать, щёчка, капюшон, трущобы, мажор, печёнка, дирижёр, массажёр, отвлечённый, печёный, бе­чёвка.» течёт,

3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, укажите в скоб­ках проверочные слова.

Ж..рнов, ж..кей, ж..сткий, ж..р, ч..лн, ч..рный, ч..рт, ч..саный, ч..ткий, ч..порный, ш..лк, ш..в, ш..колад, ш..рох, ш..ссе, щ..лка, щ..лочь, щ..тка, обж..ра, чащ..6а, реш..тка, трещ..тка, деш..вый, стаж..р, тренаж..р, сгущ..нный, уч..ный, туш..нка.

4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Шаги за собой

В двенадцатом ч..су ночи я ш..л по почти пустынной улице Москвы. Где-то у Пушкинского театра нагнал сл..пую девочку лет д..сяти. Она шла неровными шагами по кромке тротуара. Я обогнал девочку и огл..нулся. Прислуш..ваясь к моим шагам, она пошла вслед. У площ..ди Пушкина я завернул за угол. Но захотелось ещё раз поем..треть, что будет делать ел..пая. Она ост..новилась на повороте и стала напряженно слушать, подняв голову. Никто не ш..л. В двух шагах с ш..рохом прон..сились маш..ны. Я возвр..тился.

— Вам куда?

— К армянскому магазину, пож..луйста.

Она мгновение пост., яла и пошла, прислушиваясь к шагам прохож..х. Так окончилась эта встреч.. .

Только я подумал после: а ведь мы ч..сто забываем, что за нами остаются отзвуки наш..х шагов. И нужно всегда правильно идти, чтобы не обм..нуть других людей, которые доверились нам и идут вслед.

(132слова) (По А. Приставкину)

УПОТРЕБЛЕНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА

1. Для обозначения мягкости буква ь пишется на конце слов после мягкого согласного, кроме ч и щ (конь, пень, кровь, девять, фонарь, тетрадь, мать, но луч, плащ). Согласные ч и щ всегда мягкие, поэтому обозначать их мягкость на письме не требуется. Мягкий знак после ч, щ обозначает 3-е склоне­ние существительного (печь, дочь, вещь) или неопределённую форму глагола (беречь, мочь, стеречь).

2. В середине слова буква ь пишется:

1) после мягкого л (мальчик, шальной, хмельной, траль­щик)',

2) после мягкого согласного перед твёрдым (раньше, тоньше, меньше, косьба, ходьба).

Мягкий знак не пишется внутри сочетаний лл, ни, чк, чн, нщ, рщ,рч, чт, нч, щн (иллюзия, аллея, ранний, ночка, прочный,каменщик, наборщик, испорченный, прочту, нянчить, мощный).

Мягкий знак не пишется между двумя мягкими конечными согласными (гвоздь, гость).

Упражненияизадания

1. Перепишите слова, вставляя, где нужно, мягкий знак.

Камен..щик, стекол..щик, бан..щик, печ..ник, испеч.., ку­лич.., прикоснешься, ткач.., запряч.., горяч.., смееш.хя, весть, кон..чено, фалыи.., раз..ве, навзнич.., назначите, плющ.., паст­бищ.., вез..де, смеркает..ся, появляться, шест..надцать.

2. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1. Спрашивает..ся: стоило ли такому б..гачу, как Селивестр Кузьмич, заниматься подобным вздором! (А. Писемский).

2. Ду­бровский об..езжал однажды малое своё владение; приближался к б..рёзовой роще, услышал он удары т..пора и через минуту треск повалившегося дер..ва (А. Пушкин).

3. И древний холм в уборе ветхих башен., царит вверху (И. Заболоцкий).

4. Осен.. ей суш..ю дуло с юга (И. Бунин).

5. Вокруг дома глуш.. и дич.. (И. Бунин).

6. Коротких мы не уч..щаем встреч.. . Так наш покой нам сужде­но сб..реч.. (А. Ахматова).

7. Кто я? Не камеи..щик прямой, не кровел..щик, не корабел..щик (О. Мандельштам).

8. Хибарка эта ничем не отличалась от других командирских жилищ,.., разбро­санных в пе..чаной р..внине (В. Гроссман).

9.Л..жит в шкатулке медаль..н убитого с.лдата. Давно в гражданке баталь..н, где он служил когда-то (Б. Окуджава).

3. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

В зимнем саду

Хорош.. русские снежные зимы. Раздол..е лыжникам. По рыхлому снегу прокладывает,.ся первая тр.,па к совсем не зна­комым м..стам.

Жизн..юполнит..ся зимний лес. Вот простучал на скр..пучем дер..ве дятел. Пестрым платоч..ком перел..тел на другое место. По зимнему лесу отбывают дроб.. лесные барабан..щики. Стайка в..сёлых клестов с приятным свистом рассаживает..ся на в..,твях ели. Стоиш…и любуеш.,ся, как ловко они теребят тяжелые ш..шки, добывают из них смена. Эти необыкновенные птич.ки нелё..кую зиму проводять в снежном л..су, в..ют гнёзда и в лютую зимнюю стужу выводят в них своих птен..чиков.

Вот с дерева падает б..льшая снежная шапка, рассыпает..ся ле..кой піл..ю. Это перепрыгнула шустрая белоч..ка.

(По И. Соколову-Микитову)

4. Напишите под. диктовку.

Высота

Олег виселна двадцативосьмиметровой высоте, ухватившись за медный провод руками. Мы не крикнули, не побежали на помощь, когда это случилось. Да и куда побежишь, когда человеческая жизнь поделилась на какие-то мгновения, долгие, как путь, и короткие, как путь до смерти.

До этого всё шло нормально. Олег вешал изолятор, который мы собирали на земле, чашечка к чашечке, а потом вместе с проводом подняли на высоту. Он наклонился, сидя верхом на консоли удерживаясь одним равновесием. Я только подумал: дурак, привязался бы на цепь. Но тут же снова подумал, что это сильно бы мешало работе. Олег любил говорить: «Без цепи ловчее, если нет двух вещей:начальства и головной боли». Но когда сам работаешь наверху, оно так и получается, а когда смотришь...

Что он видел? Землю над головой, тяжёлую, оглушающую размером, готовую свалиться на него. Мы тоже повисали, мы знали, что с землёй ничего не случится, только надо помнить о ней и меньше о себе. Видел ли он нас, думал ли о Томке, которой вчера собирался сделать предложение?

Олег снова дёрнулся и как-то яростно, а может, отчаянно стал заваливаться набок, занося ногу. Мы знали, что он делает. Если не сможет сейчас зацепиться, пропал наш Олежка. В таком положении не удержаться и секунды. Но он зацепился и теперь карабкался вверх. Мы ещё потанцуем на его свадьбе!

(215слов) (По А. Приставкину)

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь И Ь

1. Разделительный ъ пишется:

1) после приставок, заканчивающихся на согласный, перед е, ёк ю, я (съезд, разъём, предъюбилейный, объяснить);

2) в сложных словах, первая часть которых образована числи­тельными, перед я (четырёхъярусный, трёхъязычный);

3) после иноязычных приставок перед е, ё, ю, я (адъютант, дизъюнкция, инъекция, конъюнктивит? контръярус, объ­ект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский).

2. Разделительный ъ пишется в середине слов перед е, ё, ю, я, и (пьедестал, карьера, серьёзный, вьюга, обезьяна, воробьишко).

1. Объясните написание Ъ или Ь в данних словах.

Объезд — бьет, конъюнктивит — Ньютон, подъём — льёт, предъюбилейный — вьюга, объявление — деревья, въехал — пьеса, субъект — курьер, контръярус — контратака, четырёхъярус­ный — четырёхэтажный.

2. Перепишите слова, вставляя, где нужно, ъ или ъ.

Ад..ютант, кар..ера, об..ект, ин..екция, кон..юнктура, из..ян, прем..ер, раз..ярился, панъевропейский, меж..ярусный, меж..институтский, сверхъестественный, сем..я, медал..он, коп..ё, вз.. ерошить, без ..ядерный, веер., ез, двух ..этажный, барел..еф, ад..юнкт, ман..як, н..юанс, комп..ютер.

3. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1. Где-то песнь солов..я вд..леке я слышу. 2. Дымом половод..е зал..зало ил. Ж..лтые повод..я месяц уронил. 3. В..ют..ся паутины с золотой повети. Где-то мыш.. скр..бёт..ся в затворённой клети. 4. Война мне всю душу из..ела. 5. Почти вся деревня вскач.. па­хала одной сохою на паре заезженных кляч.. .6. Когда-то у той вон калитки мне было шест..надцать лет. 7. Я вспомнил рассказ в..зницы и, взяв свою шляпу и трос..ть, пош..л мужикам покло-нит..ся, как старый знакомый и гость. 8. Об..ятья мельника круты. 9. ...На крыльце у Прона г..рластый мужицкий галдёж.. . Толкуют о новых законах, о ценах на скот и рож.. . 10. В равнине, проложенной вехами, дорогу найдёш.. без труда. 11. И молит..ся не учи меня. Не надо! <...> Ты одна мне помощ.. и отрада. 12. Ты стала нравит..ся вдвойне воображению поэта. 13. И горит на плечах необ..емлемый жар. 14. Ты теперь не так уж будеш.. бит..ся, сер..це, тронутое х..лодком. 15. Хор..шо бы, как ветками ива, опрокинут..ся в розовость вод. 16. Я учусь, я учусь моим сер..цем цвет черёмух в глазах береч.. . 17. Тихо льёт..ся с клёнов лист..ев медь. 18. Сотники казач..их отрядов, готов..тесь в поход!

(Из стихотворений С. Есенина)

Тексты для письменных изложений.

(для учащихся 6-7 классов)

Прочитай несколько раз текст, самостоятельно напиши изложение, открой текст проверь нас колько точно ты передал содержание, проверь свои ошибки.

Краткое изложение

1. Луковица с радостью

Осенью папа привёз с юга большую луковицу и сказал: «В середине этой луковицы спрятана радость, дочка». Я удиви­лась. В такой некрасивой серой луковице — и вдруг радость.

Мама посадила мою луковицу в горшочек и поставила в тем­ное место. Прошло много дней. Вдруг мама подаёт горшочек, а там остренький жёлтый торчок. Мама поставила горшочек на окно в ванной, накрыла росточек бумажным колпачком, а окно занавесила.

Цветок рос и рос. И вот раздвинулись лепестки, и из сере­дины выглянул толстый столбик весь в бутонах. Тогда мы пере­несли цветок на солнечное окно.

И перед самым Новым годом он расцвёл! Сколько у него было цветов — синих-синих, душистых-душистых! И все они смотрели в разные стороны, точно хотели разглядеть всё, что стояло в комнате. А как красив был каждый цветочек!

Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. Я полюбила его больше всех своих игрушек. Вот какая радость была спря­тана в некрасивой серой луковице.

(145слов) (По Н. Павловой)

2. Почтарь

Весь белый, как снег, с могучей грудью и большим массив­ным клювом Снежок был очень красив. Он был моим первым почтарём, и я гордился им.

Однажды я отправился к моему школьному товарищу и взял с собой в коробке Снежка. На улице я столкнулся с Ронькой, любителем всяких злых проказ. Он попросял меня показать почтаря. Я слегка поднял крышку, Ронька сильно ударил по дну коробки. Коробка выпала у меня из рук, испуганная пти­ца взвилась вверх. Я был уверен, что Снежок безвозвратно по­терян.

Только я успел вернуться домой, как услышал, что кто-то стучит в форточку. Я открыл её, и в комнату ворвался Снежок. Громко хлопая крыльями, он слетел на пол и завертелся, ра­достно воркуя.

Я твердо решил, что с наступлением тепла займусь трени­ровкой почтаря.

Сначала я выбрасывал его в окно, затем стал выносить на улицу и выпускать там. Снежок немедленно возвращался до­мой.

Постепенно я увеличивал расстояние. Я сажал его в коробку и просил брата отнести его подальше от дома и там выпустить. Сколько было радости, когда над двором появлялась белоснеж­ная птица и устремлялась прямо в открытое окно, на котором я ждал её с бьющимся сердцем.

(182сл.) (По А. Ватуеву)

3. Смертельная схватка

Лай был отличным охотником. Ростом он был с волка. Уши у него торчком, как у волка, и масти он серой, волчьей. Только хвост у него лежит на спине кренделем, как у лайки.

Однажды отец пошёл с ним на медведя. Набрели на след боль­шого зверя. На Лае шерсть поднялась дыбом, но он смело бросил­ся вперёд и скоро догнал уходившего медведя. Отец выстрелил, но только легко ранил зверя. Зверюга рассвирепел и так стремитель­но кинулся на отца, что отец не успел выстрелить второй раз. Чу­довище лапой вышибло ружьё у него из рук. Миг -— и отец лежал на спине под тяжёлой тушей.

Он считал себя уже погибшим, но зверь вдруг отвалился от него и вскинул передние лапы в воздух. Отец вскочил на ноги. Лай висел на спине у медведя, зубами вцепившись ему в ухо. Отец успел схватить ружье и послать медведю пулю, прежде чем зверь задавил Лая. Медведь рухнул мёртвым. (146сл.) (По В. Бианки)

Подробное изложение

1. Жаворонок

Ещё холодно, почти повсюду лежит снег. Мартовское солн­це светит ярко, но греет ещё слабо. Однако весна уже наступи­ла. И доказательство атому — звонкая птичья песня, которая льётся откуда-то сверху. Певца разглядеть трудно: солнце сле­пит глаза. Но можно сразу сказать, что это жаворонок. Вот он опустился пониже, теперь его можно и увидеть.

Жаворонок — коричневый с тёмными пестрянками и кра­пинками. Такая окраска помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на землю. А живёт жаворонок только на зем­ле, где находит себе пищу и устраивает гнездо. Он прекрасно приспособился к этому. У него лапки с длинными прямыми пальцами, чтобы удобнее было ходить по траве. На деревья жа­воронок не может садиться: такими пальцами сучок не обхва­тишь.

Гнездо жаворонка найти легко: оно чуть-чуть прикрыто тра­винками. Если тебе случится увидеть его, уходи скорее, не бес­покой птиц. За это следующей весной уже весь выводок жаво­ронков будет охранять поля от вредителей и радовать людей своими звонкими песнями.

(148сл.) (Из книги «Что такое? Кто такой?»)

2. Цветок-загадка

Когда почти всюду растаял снег, ребята стали бегать в шко­лу напрямик/ через лес по узенькой тропинке. Так ближе.

Еле заметная тропинка вилась между деревьями и кустами. Кое-где под густыми ёлками ещё лежал снег.

Вблизи недотаявшего сугроба, у большого трухлявого пня, на высоких стебельках, покрытых мягкими волосками, кра­совалось сразу несколько розовых ярких цветов. «Какие яркие!» — обрадовалась Вера и хотела сорвать. Но Наташа ска­зала: «Рвать не надо. Пусть растёт, пусть прилетают к нему пчёлы»» Чтобы приметить место/девочки воткнули в землю су­хую сосновую ветку и пошли дальше.

Через несколько дней девочки пришли проведать цветы. Вот и пень и сухая ветка торчит, но ярко-розовых цветков рядом с ней нет. Вместо них покачивались цветки с лиловатым

А под Первое мая у старого пня не было ни розовых, ни ли­ловых цветков рядом с сухой веткой. Здесь никли к земле цве­ты с грязно-синими лепестками. И стебелёк, и листочки были те же, а лепестки стали другие.

Старший брат рассказал девочкам, что это растение — ме­дуница. Весенняя красавица медуница, которая расцветает, как только сойдёт снег. Та самая медуница, у которой лепес­тки сперва бывают ярко-розовые, потом становятся лиловыми, а после — синими. Значит, недаром Наташа назвала её «разно­цветный цветок».

(189 сл.) (По П. Дудочкину)

3.Ягоды-двойники

Нужно уметь отличать толокнянку от брусники.

Оба растения — вечнозелёные карликовые кустарники. На первый взгляд они похожи друг на друга. Плоды их почти одина­ковы по размерам и по ярко-красной окраске. Растут оба растения по сосновым косогорам, светлым сухим долам.

Однако различия есть. У брусники листья овальные, свер­ху тёмно-зелёные, снизу посветлее и с чёрными точками. Края листа слегка загнуты книзу. У толокнянки листья Тёмно-зелё­ные с обеих сторон, без черных точек, края не загнуты, форма их, словно уши какого-то зверька. За это сходство толокнянка получила в народе ещё одно название -*- «медвежье ушко».,

Есть разница и в плодах. На каждой брусничнике отпал сухой околоцветник, отчетливо виден след-звездочка. У то­локнянки остаётся только маленькая черная точка. Брусни­ка, как только начнёт краснеть, теряет твердость. Толокнянка, даже зрелая, всегда жёсткая. Вкус брусники всем хорошо из­вестен. Толокнянка на вкус сухая, мучнистая. Она несъедобна.

Однако пользу она всё же приносит. Листья толокнянки заго­тавливают как лекарственное сырье.

(146 сл.) (По Б.
Кiлькiсть переглядiв: 661

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.